Вместе с тем, анализ результатов деятельности уже построенных, начиная с 1989 г. в Германии УЗВ показывает (см. «Некоторые оценки…»), что в этой стране на запланированное количество икры не вышло ни одно предприятие, вложенные в икорное дело инвестиции себя не оправдывают. Не помогают здесь ни классические математические и биохимические модели, ни изощрённые интегральные схемы, ни самые современные компьютерные технологии.
Чтобы избежать подобных ошибок, главный упор в разработке предприятия нужно делать не на получение икры, а на выращивание осетров. Именно осётр должен быть основным производственным продуктом, который обеспечит возврат вложенных в производство средств. Чёрная икра – это вторичный товар, который может принести производителю в перспективе лишь дополнительную прибыль. Так работают все рыбоводные хозяйства, занимающиеся разведением осетров в садках, бассейнах на тёплых сточных водах электростанций уже не один десяток лет. Именно они имеют самые крупные маточные и ремонтно-маточные поголовья осетров. Таким же образом должны определять стратегию и тактику своего предприятия руководители, использующие в производстве УЗВ в качестве основного средства производства.
Однако, ориентируясь главным образом даже на производство осетрового мяса, не всегда целесообразно планировать осетровник на 100 – 200 тонн рыбы в год. Во-первых, на создание такого предприятия нужно потратить минимум 500 000 долларов США (осетровник Приднестровья) и не всякое юридическое лицо может позволить себе такие средства. Во-вторых, не везде можно успешно реализовать такое количество продукции. Осётр – это не карась, не карп и не окунь, в которых нуждается население каждый день. Осётр – это деликатес и, как показывает практика, народ покупает его, как правило, по праздникам. Поэтому только в мегаполисах могут на праздники за год проглотить сотню тонн осетров. В-третьих, промышленные предприятия не берут осётр, произведённый в УЗВ, на переработку. Накладные расходы данных предприятий поднимают уже и без того высокую стоимость осетра и делают его на рынке не конкурентно способным. В-четвёртых, для УЗВ необходимо помещение. Для стотонника это примерно 10 000 кв.м. Взять в аренду хорошее помещение таких размеров даже за городом очень нелегко, а для его строительства требуются дополнительные инвестиции. Если добавить сюда ещё сроки окупаемости такого предприятия, факторы риска и др., то они также не в пользу выбора многотонника.
С учётом выше изложенного можно сделать вывод, что в осетроводстве лучше иметь УЗВ малой производительности. Малые УЗВ уже давно положительно зарекомендовали себя в практике осетроводства. Они широко применяются на многих предприятиях, выращивающих осетров в садках, бассейнах и прудах на тёплых сточных водах электростанций или в регионах с соответствующим тёплым климатом (Штеллерматик, Мюриц-Фиш в Германии, КЗТО и БИОС в России и др.). Правда, здесь они в процессе производства играют вспомогательную роль, т.к. используются для выращивания только осетровой молоди, чтобы после высадки в открытые водоёмы она могла легко адаптироваться к окружающей среде. Да и с экономической точки зрения нет необходимости продолжать выдерживать рыбу в УЗВ, когда рядом имеется достаточно открытого пространства с тёплёй водой.
Другое дело, когда подобные тепличные условия отсутствуют, а выращивать осетра очень хочется. Есть, так сказать, коммерческий интерес. В данном случае без УЗВ не обойтись. Былые рассуждения, что производство рыбы в УЗВ экономически не выгодно, канули в лета, тем более, если речь идёт о производстве ценных видов. Цены на них постоянно растут. Если в 2000 г. оптовая закупочная цена осетра в центральной России составляла 4 у.е., то в 2007 уже не менее 12 у.е. за 1 кг. Поэтому умело вложенные средства в его производство могут из года в год приносить всё больше и больше прибыли. Если купить и запустить в первый год половозрелых самок, то и икру можно получать уже на второй год, но не для того, чтобы черпать её лопатой, а исключительно для собственного воспроизводства осетровой массы.
Малая УЗВ является хорошей альтернативой успешного вложения денег. При наличии небольшого стартового капитала можно быстро построить УЗВ, производительностью 5-10 тонн осетра в год, с себестоимостью продукции 5-6 у.е. за 1 кг. Самоокупаемость установки - 1,5 - 2 года. Инвестиции в такую УЗВ составляют не более 50 000 долларов США. Если иметь в кармане одну треть данной суммы, малая УЗВ может стать реальностью, т.к. остальные средства приобретаются за счёт кредитов банка и поддержки государства из фондов, направляемых на развитие малого бизнеса или рыбоводства. Изыскать и вложить такие средства в производство могут не только многие малые предприятия, фермеры, но и индивидуальные предприниматели. Производство в УЗВ осетров и других видов (форель, угорь, сом и др.) может также стать хорошим семейным бизнесом.
Сумму инвестиций можно сократить на 10-15%, если при сооружении малой УЗВ использовать личный труд, подсобный материал или упрощённый проект установки с применением только основных узлов: бассейны, фильтры грубой и тонкой очистки, биофильтр, систему аэрации. Автор данной статьи работал в 1999-2002 г.г. на УЗВ, где были только бассейны, отстойник и биофильтр. В системе данной УЗВ было много недоработок, однако же, осётр рос! За 2 цикла было выращено 6 тонн осетра (2,5+3,5 т.т.). С 2003 г. он участвует в выращивании рыбы на более усовершенствованной УЗВ, изучает опыт производства осетров, форели и других рыб на крупных и малых зарубежных предприятиях. По итогам работы делает вывод, что малые УЗВ наиболее перспективны. Они доступны для участников малого бизнеса и поэтому могут явиться основообразующей составляющей массового производства как ценных, так и обычных видов рыб в целях полного удовлетворения спроса населения на рыбную продукцию.
Малая УЗВ – наилучшая альтернатива регионального рыбоводства. Как показывает практика, наибольшим спросом пользуется у населения живая рыба, в т.ч. осётр. Транспортировка живой рыбы от рыбных хозяйств на большие расстояния не всегда возможна. А для осетра, который в рознице требуется в небольших количествах, даже не целесообразна, т.к. связана со значительными дополнительными затратами. Поэтому размещение малой УЗВ в соответствующих районах потребности населения в живой рыбе решает все проблемы.
Будущее рыбоводства можно предопределить, заглянув в историю её родственной отрасли – животноводства, когда вначале появились частные подворья скота, затем крупные животноводческие фермы. Сегодня им на смену приходят небольшие фермерские хозяйства, которые на мясных рынках завоёвывают всё больше места. Процесс развития рыбного хозяйства пока отстает. Ускорить его - наша задача.
Павел Аксиментьев