Добрая половина этого количества вырастает в морях и океанах и добывается рыболовецкими судами, а другую половину прибавляет аквакультура – искусственное выращивание рыбы. На море аквакультура развивается преимущественно интенсивным способом в садках и вольерах. В озёрах и прудах – традиционным пастбищным способом. В последние годы рыбу стали выращивать даже там, где водоёмов нет вообще, непосредственно на суше, используя технологии УЗВ.
Наиболее распространённым объектом аквакультуры в море является атлантический лосось или сёмга (Salmo salar). Непревзойдённые вкусовые качества этой рыбы, наличие в её мясе большого количества полиненасыщенных кислот Омега-3 делают сёмгу незаменимым продуктом. Икра сёмги обладает высокими гастрономическими качествами и является деликатесом. Благодаря этим показателям, лосось пользуется большим спросом у населения земли и вызывает повышенный интерес к его искусственному разведению. Поэтому с каждым годом число производителей лосося во всём мире стремительно растёт. И поскольку в аквакультурном производстве лососёвые занимают доминирующее положение, ниже будут рассмотрены особенности новых технологии только при выращивании сёмги и форели (Oncorhynchus mykiss).
Первопроходцы лососеводства
Своё бурное развитие в Европе лососеводство получило после применения интенсивных способов производства, когда в море начали выращивать рыбу в сетчатых садках. 28 мая 1970 г. братья Ove и Sivert Grontverdt высадили в плавающий садок у острова Hitra у побережья Норвегии молодь, из которой успешно вырастили первого атлантического лосося. Таким образом был заложен краеугольный камень в развитие современной аквакультуры в Норвегии и за рубежом. Сегодня лосось в морских садках выращивают десятки зарубежных компаний. Самая крупная – норвежская MOWI, с объёмом продукции 450 000 тонн в год и оборотом капитала в более чем 4 млрд. долларов. Только одна MOWI производит лосося почти в 5 раз больше, чем вся Россия – 90 800 тонн за 2019 г!
Вместе с тем, несмотря на достигнутое, прибыль компаний, занимающихся выращиванием лосося в традиционных, открытых в море садках, в последнее время начинает снижаться. В какой-то мере на это повлиял COVID-19. Однако основными факторами, снижающими прибыль, являются:
- Падение цен на лосося на рынке. Если в сентябре 2019 г цена на бирже в Осло за лосось,
размером 3-6 кг, была 4-4,5 евро/кг, то в сентябре 2020 г – уже 3,7-4,2 евро/кг.
- Повышение стоимости лицензий на производство в море. Стоимость таких лицензий уже
сравнялась с размером инвестиций в наземные УЗВ.
- Побеги рыбы из садков. За последнее десятилетие из морских норвежских ферм сбежало более
2х миллионов лососей.
- Потери лосося от поражения морскими вшами. Одна только «Русская аквакультура» из-за
вспышки лососевой вши и болезней потеряла в 2015-2016 г больше 70% рыбы.
Все эти проблемы заставляют производителей искать новые способы разведения, позволяющие значительно сокращать себестоимость продукции. Одним из них является перенос выращивания рыбы с моря на сушу, в УЗВ. Такой способ сокращает издержки, связанные с доставкой лосося на перерабатывающие предприятия и к конечным потребителям, исключает побеги лосося и затраты на борьбу с морскими вшами.
Первопроходцами в строительстве наземных УЗВ для лосося выступили компании AgriMarine и Kuterra и из Канады, а с 2000 года AgriMarine стала ведущим новатором в разработке систем аквакультуры, создании передовых наземных условий выращивания в УЗВ и инкубаторах, а также первым в проектировании и разработке плавучих закрытых резервуаров. Продвинулась в своих разработках и Kuterra. C марта 2013 по 2019 год Kuterra, вырастила более 2,5 млн. шт. лосося, производя в последнее время в УЗВ по 5 тонн в неделю. По их пути пошли и другие производители. Известная транснациональная корпорация Pure Salmon имеет уже действующую УЗВ под названием Jurassic Salmon недалеко от Варшавы в Польше. Pure Salmon строит и управляет также своими лососёвыми УЗВ и в других странах и континентах: во Франции, Южной Африке, Юго-Восточной Азии, Китае и Японии. В Америке, штате Майями, в сентябре 2020 г произвела свои первые 10 000 тонн лосося компания Atlantic Sapphire и намерена увеличить своё производство до 2030 г в объёме 220 000 тонн. Гигант морепродуктов - Dongwon планирует за 168 миллионов долларов построить лососевую УЗВ в Южной Корее. Израильская АquaMaof запустила недавно свою учебно-показательную УЗВ в 60 км от Варшавы и строит завод на 2500 тонн лосося в России, под Вологдой.
Отечественное лососеводство
Российские производители заметно отстают от своих европейских коллег как по технологиям производства лосося, так и по объёму выращиваемой продукции. Крупнейший производитель лосося и форели в стране «Русская аквакультура» выращивает рыбу садковым способом, владеет правами на 36 участков для выращивания лосося в Баренцевом море и форели в озёрах Карелии, общим потенциальным объемом около 50 тыс. тонн красной рыбы. В 2019 году она увеличила продажи продукции почти в 2,7 раза год к году, до 18 тыс. тонн. Вторым крупным производителем форели в России является ИП Николай Федоренко, который также производит радужную форель в открытых садках в Карелии. Объём его производства в последнее время увеличился до 2500 тонн в год.
Не может сравниться Россия c Западом и масштабом производства рыбы с применением УЗВ. Для производства лососёвых видов здесь имеется только 3 хозяйства с УЗВ, с объёмом производства в каждом более 500 тонн рыбы в год: ФСГЦР в п. Ропша Ленинградской обл., запущенное в 2011 г, выращивающее посадочный материал форели по датскому образцу, Ф-Траут, построенное в 2014 г. в Калужской обл. для товарной форели по технологии AquaMaof и ООО «Селекционный центр аквакультуры».
Ненамного продвинулась в этом плане и Беларусь. Не смотря на то, что здесь в 2013-2016 годах было построено 8 форелевых УЗВ, их общая проектная производительность составляет не более 600 тонн рыбы в год (ФХ «Лохва – 500 тонн и РХ «Альба»- 100 тонн). И тем не менее в 2019 г в этих УЗВ было выращено радужной форели всего 235 тонн.
Стоимость продукции
Вместе с тем перенос производства лосося с моря на сушу, в наземные УЗВ, никак не повлиял на снижение себестоимости продукции. При таком способе много финансовых средств тратится на капитальные строения, очистные сооружения, отопление и потребление электричества. Поэтому оптовые и розничные цены на лосося из УЗВ даже возросли в среднем на 25%. Выставленное из УЗВ в конце сентября с. г. на продажу лососёвое филе первого производителя атлантического лосося Atlantic Sapphire в Майями имело розничную цену 28,16 евро/кг, в то время как филе лосося, выращенного традиционным методом, продавалось по 14,73 – 20,64 евро/кг. Понятно, что в данную цену заложены вышеуказанные затраты. Но будут ли американские покупатели достаточно податливы, чтобы заплатить разницу?
Хорошо видя эту проблему, многие производители лосося традиционным методом сомневаются в долгосрочном успехе его производства в УЗВ. Генеральный директор Marine Harvest Альф-Хельге Аарског сказал, что перенос лосося на сушу - безнадежная стратегия. «Это так же смешно, как говорить о том, что свиноводство должно происходить в море», - заявил он в интервью норвежской ежедневной газете Bergens Tidene (BT). Более 26 лет Cooke, крупнейшая аквакультурная компания Канады, изучала и экспериментировала с наземными системами рециркуляции аквакультуры (RAS), но ни один её проект выращивания товарной рыбы, не оказался рентабельным, не считая только инкубацию и размножение. Некоторые эксперты говорят, что для того, чтобы производство лосося на суше было окупаемым, его необходимо строить в больших масштабах, от 3000 до не менее 10 000 тонн.
Однако сегодня некоторые предприятия, выращивающие лосось в УЗВ, уже достигли успехов. Швейцарская компания Swiss Alpine Fish (SAF) произвела в этом году 300 тонн лосося. 93% продукции было реализовано в качестве ПСГ и только 7% в переработанном виде. Это несмотря на то, что цена «кусается» - 30,33 евро/кг, за ПСГ в охлаждённом виде (особь, весом 1,5-2,0 кг), а филе свежего лосося – 55,70 евро/кг. Теперь компания планирует расширение своего производства до 600 тонн в год. Очевидно, что успех данного предприятия состоялся, благодаря значительной отдалённости территории от морской акватории, обусловливающей проблемы с доставкой свежевыловленной красной рыбы. Так что, не так страшен чёрт, как его рисуют.
Совершенствование технологий
Столкнувших с проблемой повышения затрат на производство лосося на суше, сторонники традиционного производства в море стали задумываться над его совершенствованием. Ещё в 2010 г. на крупном семинаре, проведенном Norsk Betongforening в Ставангере, была выдвинута идея вместо садков с узловой делью использовать закрытые садки, в которые насосами из глубины моря подавалась бы вода, свободная от морских вшей. Пионером закрытой аквакультуры была AgriMarine Holdings Inc, установившая уже в 2011 г. первый закрытый садок недалеко от Катлера, Онтарио, на северном берегу озера Гурон для изучения процесса по выращиванию рыбы в закрытых резервуарах.Один из первых таких садков AgriMarihe был отправлен в Китай и заполнен там первой партией молоди тихоокеанского королевского лосося.
К использованию технологии с закрытыми садками подключились и норвежские компании. Большой садок, объёмом 1000 м3, был изготовлен фирмой Fishfarming Innovation из бетона и спущен на воду в конце июня 2016 г на северо-западе Норвегии. В конце 2018 г установила в море закрытый садок компания Cermaq. Он был уже облегчённого типа, вместимостью 400 м3 с плотностью биомассы 75 кг/м3. Стоимость этого проекта, получившего лицензию в рамках норвежской схемы «зеленой» лицензии, составила 1,2 миллиона евро. Примеру Fishfarming Innovation и Cermaq последовали и другие фирмы, использующие закрытые и полузакрытые садки уже из более лёгких материалов: стали, пластика и композита.
Наиболее успешно продвинулась в этом плане компания AkvaFuture AS, обслуживающая свои закрытые садки в Hamnsundet в Норланде. Она разместила их в море в конце 2018 года и с тех пор работала над тестированием этой системы. В середине сентября с. г. компания завершила свой окончательный отчет по проекту и подала заявку на преобразование разрешений на разработку в обычные лицензии для производства лосося в море. Компания имеет задокументированные результаты, которые показывают, что постоянный поток в закрытых садках способствует поддержанию высокого уровня фитнеса и физической формы лосося. AkvaFuture поставляет на рынок, как она рекламирует - самый лучший и самый здоровый выращенный лосось под брендом «Eko Salmon». Их лосось:
- живет в чистой морской воде, поднятой из глубины и свободной от лососевых вшей;
- постоянный поток в закрытых садках придает лососю яркий и здоровый вид, поддерживает оптимальный уровень жира и белка и способствует соблюдению высоких стандартов качества;
- экскременты лосося не сбрасываются на морское дно, отходы собираются и перерабатываются для использования в производстве биогаза и других возобновляемых продуктах и не наносят ущерба окружающей среде;
- рыба подвергается минимальному обращению, что способствует высокому уровню роста, низкому кормовому коэффициенту и благополучию рыбы;
В производственных процессах AkvaFuture используется только энергия от биогазовой установки и солнечного света. Запатентованные технологии и решения позволяют компании контролировать всю цепочку от начала проектирования до завершения всего процесса производства.
Новые проекты в Норвегии
В Норвегии за период 2016–2020 гг. 20 компаний получили 102 разрешения на разработку новых технологий. Все разрешения на исследования выдаются с условием, что новые разработки будут служить развитию всей рыбоводной отрасли.
С некоторыми проектами можно ознакомиться ниже.
- проекты на производство полузакрытого вольера с садками с диаметром 51 метр и вместимостью 60 000 кубических метров;
- концепции с объединением нескольких отдельно заякоренных садков диаметром 77 метров, прочно пришвартованных к морскому дну;
- проекты, предусматривающие испытание погружных садков;
- концепции по производству пост-смолта в закрытых плавучих трубопроводах;
- проекты на производство полупогружных стальных садок со «стальными юбками», глубиной 25 метров, что снизит риск заражения вшами;
- концепция «Stadionbassenget». Выглядит как стадион с полузакрытыми бассейнами из бетона;
- концепция Salmon Zero - экологически чистое, экономичное и устойчивое хозяйство на полностью закрытых морских объектах с полной очисткой производственной воды;
- концепция Reset Aqua - закрытые системы УЗВ, имеющие круглую плавучую стальную конструкцию, рабочую платформу и 18 садков. В центре на объекте разместятся «силосы» для корма, системы очистки воды и сбора осадка, а также другие необходимые объекты;
- концепции Ifarm , которая основана на распознавании изображений и идентификации каждого отдельного лосося и индивидуальном наблюдении за каждой рыбой;
- концепции Садок-паук. Садок состоит из внешнего цилиндра, который защищает внутренний цилиндр, который, в свою очередь, удерживает сетку. Система уравновешивает движение внешнего цилиндра относительно подвески сети, так чтобы условия отлова рыбы оставались стабильными;
- разработка концепции «Морская лилия». Она представляет собой плавучий фермерской садок с возможностью полного погружения в море;
- полузакрытый садок Fishglobe. Это закрытое плавучее производственное предприятие в форме шара из полиэтилена для рыбоводства. Аппарат полностью закрыт сверху. Предусматривается модули с такими аппаратами с общим объёмом 30 000 м3;
- строительство «Яйца», которое представляет собой технологию полностью закрытых садков. Его хотели построить из стали, но у компании это не получилось, и «Яйцо» должно быть построено из композита;
- морской садок Салмара под названием «Океаническая ферма», где смертность будет намного ниже, чем в отрасли в целом;
- концепция «Морской пончик» , которую компания ранее называла «крупнейшим в мире пончиком». Это закрытый плавучий вольер диаметром 54 метра.
Все эти проекты показывают, что норвежская аквакультура является образцово инновационной, последовательно осуществляющей долгосрочные исследования, ориентированные на будущее.
Развитие отечественного производства
А что же нового есть в технологии лососеводства и форелеводства у Матушки-России? Здесь инновации имеются только в области научных разработок и внедрения отдельных экологических, гидротехнических, технико-аэрационных, биохимических и др. методов, не меняющих традиционные основы товарного производства. Поэтому существенной прибавки в объёмах лососеводства и форелеводства у нас не наблюдается. Передовой опыт зарубежных предприятий используется не в полном объёме. Зачастую покупается то, что по дешевле, что за границей технологически уже пройденный этап.
Запущенная в 2012 г компанией-предшественником «Русской аквакультуры» первая ферма по выращиванию лосося в море использовала садковые технологии, основу которых составляли садки с открытой сетчатой делью, хотя уже в те годы Норвегия устанавливала в море закрытые садки, надёжно предотвращающие поражение лосося морскими вшами. Последствия пренебрежения новой технологией не заставили себя долго ждать: в 2015 г. произошло поражение выращиваемой рыбы лососёвой вошью. Убыток компании из-за этого составил 1 млрд руб. (на тот момент по курсу- более 13,4 млн. евро). Восстановление уровня прежнего производства заняло несколько лет. Выращивать рыбу в прежних объёмах «Русская аквакультура» вновь начала лишь в 2017 году.
21 июля с.г. ПАО «Русская аквакультура» выиграла на аукционе рыбоводный участок площадью 38 га в бухте Витязь Хасанского района на Дальнем Востоке и сейчас изучает возможности выращивания там атлантического лосося в искусственных условиях. До сих пор считалось, что для аквакультурного рыбоводства регион не подходит. На Дальнем Востоке природные условия неблагоприятны из-за отсутствия укрытых от волн и ветра заливов и бухт и низкой температуры воды. Будем надеяться, что с использованием новых технологий с применением закрытых садков или вольеров по типу норвежских, «Русской аквакультуре» это удастся.
В Беларуси есть тоже море - «Минское море», искусственного происхождения, с площадью зеркала 31,1 км2 и средней глубиной 3,5 м. Есть водохранилища и с большей водной гладью. Самые крупные из них Вилейское - 77 км2, Освейское - 47,95 км2 и Дрисвяты – 45 км2. Казалось бы, основа для садкового пресноводного рыборазведения есть, а реальное производство отсутствует. Всё дело в том, что опыт садкового производства в Беларуси оказался неудачным. В 2010 г садковая линия была установлена на озере Слидцы в Витебской обл., в которой выращивали радужную форель. Однако вскоре выявились проблемы загрязнения и ускоренной эвтрофикации водоёма из-за вносимых кормов и продукции метаболизма рыб, в связи с чем было принято решение, данное производство прекратить.
В настоящее время имеются садковые лини на четвёртом по величине - Лукомльском озере, расположенном на границе Витебской и Минской областях. Там сегодня в садках содержится рыба, но только замой, поскольку в этом озере существуют проблемы с качеством воды, что не способствует успешному рыбоводству круглый год. В это озеро сбрасываются тёплые воды с местной ТЭЦ и садки используются главным образом для временной передержки рыбы.
Новые решения
В последние годы в Беларуси было найдено решение этой проблемы. Оно заключается в использовании закрытых садков, в которые, как и в Норвегии, с глубины водоёмов эрлифтами закачивается вода во внутрь, обеспечивая тем самым живучесть содержащихся там гидробионтов, а рыбоводный осадок насосами откачивается на берег, где утилизируется в оборудованных там очистных сооружениях. Прохладная воды с глубины создаёт оптимальные условия для рыбы летом, а постоянно бурлящий поток воды не даёт ей возможности замёрзнуть зимой. Такие условия наилучшим образом подходят для выращивания радужной форели. Группа садков, связанная между собой обвязкой трубопроводов и трапов, и установленная в прибрежной зоне, образует тем самым прибрежную рыбоводную установку (ПРУ). ПРУ – это своего рода симбиоз садкового, бассейнового и проточного способов рыбоводства, при котором не оказывается негативного влияния на окружающую среду. Рыба растёт здоровой, в экологически комфортных условиях.
Бизнес-модель такой ПРУ была представлена в Беларуси в конце 2019 г. на конкурсе «На лучший инновационный проект», прошла все согласования, государственную экспертизу в комитете РБ по науке и технологиям и была удостоена диплома. Данный проект был рекомендован экспертами республики в области товарного рыбоводства к внедрению на практике в белорусских рыбхозах. Большинство из низ выразили большую заинтересованность в применении ПРУ, однако, из-за отсутствия оборотных финансовых средств и большой закредитованности, реализация данного проекта оказалась им не по плечу.
Что касается конкретных рекомендаций по выращиваемых в ПРУ отдельных видов гидробионтов, приёмов и способов использования установки в хозяйствах, потенциальному объёму производства, технико-экономических показателях, себестоимости продукции, ориентировочной рентабельности предприятий и сроках окупаемости проекта, об этом можно прочитать на данном сайте в статье «Бизнес в рыбоводстве с ПРУ». И хотя данный проект разработан для применения ПРУ в пресноводном рыбоводстве, его технологические принципы могут лечь в основу и морского рыбоводства для выращивания в прибрежной акватории лососёвых и других видов морских рыб.
Уникальность этого проекта заключается также в возможности использования данной технологии в странах ближнего и дальнего зарубежья, в чём, прежде всего, должны быть заинтересованы потенциальные иностранные инвесторы.
20 октября 2020г. Павел Аксиментьев